|
|
||||||||
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
СОВЕРШЕННЫЙ ХЭНДЛЕР
(отрывок из книги THE WINNING EDGE: SHOW RING SECRETS by George G. Alston with Connie Vanacore. Название переводится приблизительно так: ПОБЕДНЫЙ КРАЙ (ГРАНИ ПОБЕДЫ): СЕКРЕТЫ ПОКАЗА В РИНГЕ. Перевод Елены Белобокой ,питомник американских кокер-спаниелей MOTLEY CREW , г.Киев) " Если вы, проходя мимо ринга, услышите шепот: «Это хороший хэндлер. Посмотри, как он работает!», это не такой хороший хэндлер, как кажется. Хэндлер должен раствориться в тени, на фоне, одновременно выставляя собаку вперед с минимальным количеством движений. Эксперт должен думать, что собака все делает сама. Если вы знаете все движения, которые заставят собаку себя показать, вы будете невидимы. " >>>>>
Ещё совсем недавно даже сведущие в кинологии люди, услышав слово "хэндлинг", спрашивали: "А что это такое?". Сегодня это понятие уже прочно закрепилось в лексиконе каждого собаковода. На самом деле, профессия "хэндлер" существует с тех самых пор, когда люди начали проводить выставки собак. Просто по-русски таких людей называли "выводящими", также как и в показе лошадей. А слово "хэндлинг" (от английского "hand" - рука, "handling" - вождение (кинологич.), handler -водящий) пришло в наш обиход только тогда, когда проводить экспертизу на российских выставках начали зарубежные эксперты, Россия во многом стала равняться на Запад, а сами выставки из зоотехнических мероприятий стремительно превратились в Шоу, праздник и азартное хобби многих людей, их начали проводить почти каждые выходные, приобрело новый смысл понятие "выставочная карьера собаки". Хэндлинг – умение подготовить собаку к выставке и так ее показать, чтобы скрыть по мере возможности недостатки и подчеркнуть достоинства. Хэндлер – это человек, обладающий определенными навыками и опытом работы с выставочными собаками. Профессиональный хэндлер должен уметь выставлять собак разных пород. Хэндлеру, который действительно знает свое дело, приходится работать с собаками разных пород, от крохотного чихуахуа и японского хина до сенбернара, дога и мастифа. А ведь у них разные движения, породные признаки, недостатки и даже характеры! Поэтому, в первую очередь он должен знать анатомию собаки, уметь правильно показать собаку в движении, а также обладать знаниями выставочной стойки и правильно подбирать темп для более выигрышного показа собаки экспертам. Хэндлер должен не только правильно показывать собаку, но и уметь ее готовить. Многим собакам необходимо тримминговать (подстригать) шерсть, укладывать ее лаком. Считается, что показывать собак маленьких и больших размеров труднее, чем средних, а короткошерстных - проще, чем длинношерстных. Очень многое при показе зависит от хэндлера. Задача хэндлера – повести собаку так, чтобы в ее движении раскрылись лучшие ее возможности, выбрать такой темп, при котором собака выглядит наиболее выигрышно. Конечно, если речь идет о шоу-выставках, человек с собакой должны производить приятное впечатление. Хэндлером может быть как владелец собаки, так и специально обученный человек.
Хэндлер или хозяин? Этот
вопрос задают себе многие владельцы выставочных собак. Что делать? Доверить
собаку незнакомому человеку или попытаться показать ее на выставке
самостоятельно? Давайте рассмотрим «плюсы» и «минусы» обоих вариантов. Больше всего споров вызывает двойной (дабл) хэндлинг используемый для доберманов, ротвейлеров, боксеров, шнауцеров, немецких овчарок. При этом способе для установки в стойку используют привлечение внимания собаки ко второму человеку, находящемуся за рингом, от которого, кстати, зачастую тоже требуется немало умения и изобретательности в катании мячиков, помахивании косточкой, присвистываниях и перебеганиях с места на место, что преследует целью так привлекать собаку, чтобы она в течение довольно длительного времени сохраняла напряженную, "вытянутую" стойку на натянутом поводке. "Двойной" хендлинг в некоторых странах запрещен, в других - разрешен частично, не для всех пород, далеко не все эксперты любят "танцы" у ринга, поэтому его иногда применяют скрыто. Способ "установки руками " наиболее универсален, подходит для большинства пород, в Америке его применяют даже для доберманов и боксеров, что иногда вызывает у европейцев протест, как все непривычное. В данном случае большая роль в управлении отведена поводку, выставочная удавка надевается под самые уши собаки, она стоит в стойке, удерживаемая хендлером за удавку или за морду одной рукой, за хвост или заднюю лапу - другой. Так показывают пуделей, кокер-спаниелей, афганов, большинство терьеров. При этом способе больше возможностей "моделирования" собаки в стойке, он более "декоративен", позволяет искусно скрывать небольшие недостатки в экстерьере и даже темпераменте собаки. Самый коварный момент в показе руками состоит в том, что неопытный хэндлер может слишком "перетянуть" удавку, что сразу перерастет в нежелание собаки работать, а значит и побеждать, перечеркнет ее индивидуальность. Хэндлеру необходимы, как и в выездке лошадей, "мягкие руки". Заметно усилить впечатление может артистизм хэндлера; важно завладеть вниманием эксперта, понимать каждое его слово и жест, показать собаку ярко и темпераментно (но не суетливо). У окружающих должно сложиться впечатление, что хэндлер выдержан, но в меру эмоционален, ему доставляет огромное удовольствие вершина его работы: демонстрация собаки. И, наконец, "способ свободного показа" по-английски. Им в полной мере пользуются немногие. Его использование предполагает очень тщательную подготовку собаки, труден для исполнения со многими породами, кроме того, многие считают этот способ не столь эффектным, хотя черный цвергшнауцер и его хэндлер, победившие 2 группу FCI (!) на Всемирной выставке в Хельсинки, виртуозно продемонстрировали всем, насколько ярко можно показать собаку, не применяя ни "двойной", ни "ручной" хэндлинг, а просто профессионально подготовив свободный показ. При такой демонстрации создается впечатление, что собака все делает сама, хэндлер лишь сопровождает ее на ринге согласно установленным правилам. Обученная собака свободно выполнит демонстрацию и без поводка! При постановке в стойку хэндлер может находиться в любой позиции относительно собаки, иногда он встает перед ней и дает лакомство, а собака в ответ принимает выставочную стойку. Обычно так показывают лабрадоров, колли, иногда акита-ину, далматинов, ротвейлеров, бультерьеров. Огромное значение при показе имеют движения собаки. Их характер зависит не только от врожденных качеств и тренированности собаки на рыси, но и от темпа, который задаст хэндлер, от выбранной им манеры держать поводок, от покрытия пола и размеров ринга. Для предупреждения скольжения лапы обрабатывают специальным спреем или мазью. Во время движения перед хендлером стоит задача раскрыть потенциал собаки, давая ей двигаться максимально раскованно, но не расхлябанно, заинтересованно, но не перевозбужденно, учитывая, что недостатки, тщательно скрываемые в стойке, зачастую проявляются при движении. Вышеназванные способы показа различаются показом движений, но не столь разительно, как постановкой в стойку. В основном, собака движется рядом с хендлером, "нога в ногу", или чуть впереди него. Здесь главную роль играет порода, размер и индивидуальность собаки, в частности ее послушание, ведь показывать в движении на открытой удавке, из которой так легко вынуть голову, малоуправляемого агрессивного ротвейлера или добермана просто опасно! Поэтому применяются самые различные варианты: свободный поводок при затянутой удавке, натяжение поводка вверх или назад, вождение "под уздцы" и даже за шкуру на шее. О немецких овчарках разговор особый: они двигаются впереди хендлера, экспертиза в движении длится долго, собака и хендлер должны быть специально натренированы. Поэтому, безусловно, для хэндлера важна физическая подготовка - не каждый человек сможет провести на ногах целый день, выставляя собаку, а иногда и не одну, да еще и побегать на ринге. Для этого требуется хорошая выдержка и физическая подготовка, необходимы практика и опыт, приобретенные, большей частью, на рингах. Для показа в ринге хэндлеру необходимо уметь грамотно и быстро показать зубы и прикус подопечного, дать эксперту возможность проверить кобеля на крипторхизм, двигаться по кругу, по прямой, по треугольнику, при остановке как можно быстрее зафиксировать стойку. Само собой, собака тоже должна иметь представление о поведении в ринге и, что немаловажно, быть готовой психологически к стрессу, который неминуемо возникает на выставке. В идеальном варианте выставочная собака регулярно тренируется со своим хэндлером, с ней проводят специальные занятия по развитию движений на тренажере или бег рядом с велосипедом, длительное выхаживание, повышают стрессоустойчивость психологическим тренингом, вырабатывают и оттачивают выставочную стойку. Лучшая тренировка для молодой собаки - присутствие на небольших выставках, "проба пера" на выводках молодняка; результат при этом не столь важен, но приобретенный таким образом опыт переоценить невозможно. Кроме хэндлерской подготовки, огромную роль играет груминг, то есть уход и подготовка к выставке шерсти и вообще внешности собак, в особенности длинношерстных и жесткошерстных пород. Этим может заниматься как владелец, так и соответствующий профессионал. Наиболее сложный груминг у афганов, пуделей, черных терьеров, бобтейлов. Им перед выставкой (да и не только) приходится в прямом смысле мыться, стричься, бриться, "щипаться", то есть тримминговаться, причесываться, укладываться, да еще и умудриться сохранить прическу до последней минуты "собачьего бала". Только за это уже стоит восторгаться ими! Но и это еще не все. Хэндлер и собака должны быть парой, гармонировать между собой и дополнять друг друга. Внешность и темперамент хэндлера могут выделить достоинства собаки, например, прекрасно, если огромный рост немецкого дога подчеркнут скромные размеры хрупкой девушки, карликовость той-терьера или йоркшира - мужественный облик его "папули" (кстати, киноактер Бельмондо держит именно йорка), утонченная левретка отлично подходит стройной экстравагантной леди, далматин - веселому подростку... Одежда хэндлера подбирается специально по цвету, длине, стилю, и, несомненно, удобству. В первую очередь она должна быть удобна, как ни странно, собаке: длиннополая широкая юбка может нравиться хендлеру, но при показе, например, таксы, полностью скроет собаку, а при движении будет хлестать ее по морде. хэндлеру нужно чувствовать себя свободно, одеться так, чтобы в ринге думать лишь о показе, а не о том, как наклониться в короткой юбке. Цвет одежды - это фон, который призван подчеркнуть окрас собаки. И здесь правило одно: не стоит демонстрировать черного терьера в черном костюме! Стиль наряда тоже играет роль, ведь демонстрация американского кокера в спортивном костюме фирмы "Адидас" выглядит, по крайней мере, нелепо, а дама в вечернем платье с бриллиантовым колье, ведущая немецкую овчарку, вызовет откровенный смех. Подбор обуви исключает каблуки. Они сковывают движения, стучат по полу и представляют серьезную опасность для собачьих лап. Поэтому профессионалы предпочитают спортивную обувь на резиновой подошве. Итак, костюм подобран, все условия соблюдены. Теперь стоит посмотреть в зеркало, поставить собаку в стойку. Главное - чтобы хэндлер не оказался ярче и интереснее собаки, ведь, несмотря ни на что, его роль в образе второстепенна!
Хороший хэндлер всегда очень ответственно подходит к выбору выставочной
амуниции для конкретной собаки. Профессионалы обычно используют удавки
различных видов. Для крупных пород подходит цепочка с поводком, для
маленьких - нейлоновый шнурок. Ни один опытный человек не возьмет в руки
цепь-поводок, он режет пальцы и не позволяет тонко управлять собакой. Длина
и толщина поводка соответствуют породе, немаловажна его надежность. По цвету
поводок и удавка могут сливаться с окрасом собаки, тогда не нарушаются линия
и зрительная длина шеи, или подбираются в тон одежды эендлера, что делает их
незаметными, создавая впечатление, что собака идет без поводка.
Вы решили выставлять собаку сами? Всего-то и
нужно...
2. Знать стандарт Вашей породы
5. Не получилось сегодня? Значит это не
"день Бэкхема".
Все обязательно получится завтра.
Успехов Вам и побед Вашим питомцам!
|
|
|||||||
Статья составлена из фотографий и материала, собранного на просторах интернета, и из личного опыта. Дизайн Титова Елена 2006-2010г |
|
||||||||